Арлекин не был исконным персонажем итальянской комедии масок и появился впервые на французской средневековой сцене - одно из свидетельств тому пьеса XIII века "Игра в беседке" авторства трувера Адама де ла Аль. Перейдя в XVI веке на итальянскую сцену благодаря актеру Тристано Мартинелли, маска Арлекина уже никогда не могла вернуть себе национальных итальянских особенностей. Костюм Арлекина с XVI века почти не изменился в отличие от платья прочих масок, внешний вид которых зависел от специфики той или иной области. Шапку Арлекина венчали маленькие рожки, сохранившиеся со средневековой поры: во французских легендах XII века как и в средневековой драме Арлекин (Эллекен или Эрлекен) являлся предводителем сонмища дьяволов и носил на себе трагическую, а не комическую окраску. Остается гадательным, каким образом бес, занимавший не последнее место в средневековой адской иерархии, превратился сначала в грубого и циничного шутника, а на закате жанра комедии дель арте в простодушного парня-лакея. Но так или иначе, итальянская комедия масок носила в себе элементы трагического пафоса, о чем свидетельствуют немногочисленные сохранившиеся сценарии, в трагическую канву которых вплеталась игра комических и буффоных персонажей. В пользу того, что Арлекин косвенно по-прежнему принадлежал к сонмищу темных сил, говорит то обстоятельство, что исполнители роли Арлекина в католических странах до последних времен бывали неукоснительно отлучаемы от причастия.
(Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. - М., 1954)



Полцарства и всё сердце впридачу за эту книгу Дживелегова!!!!!